ИЗ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Булавин Кондрат Афанасьевич
Восстание К. Булавина (1707-1708)
Игнат Некрасов
К.А. Булавин, походный атаман донских казаков, сообщник гетмана Ивана Мазепы. В надежде сделаться независимым владетелем, Мазепа изыскивал средства к привлечению на свою сторону донских казаков. Не смея еще действовать открыто, он тайно избрал в сообщники Кондрата Булавина, который в то время охранял границы близ р. Донца и г. Бахмут, где Донское войско имело соляные варницы. Удобный случай к возмущению представился скоро. Полковник князь Юрий Долгоруков, по Царскому указу, в восьми верховных станичных юртах схватил и выслал на прежние жилища до 3000 разного звания беглых из России людей; мера эта встретила в некоторых станицах сопротивление; оказалось много недовольных, чем и воспользовался Булавин. С толпою бродяг, собравшихся в Бахмуте, он выступил в поле, быстро достиг р. Хопра и близ Урюпинской станицы, ночью, напал на князя Долгорукова, не подозревавшего измены, умертвил его и всех бывших при нем офицеров и солдат, около 1000 человек. Затем Булавин разослал по всем станицам «Возмутительное» письмо, ложно уверявшее, что «бояре и немцы вводят казаков в эллинскую веру, жгут и казнят напрасно». Царь, получив известие о неожиданном возмущении на Дону, приказал идти туда значительному отряду регулярных войск, а войсковой атаман Лукьян Максимов при первом слухе о бунте отдал приказ по всем станицам не слушать Булавина и сам, собрав донские полки, выступил к Хопру. Булавин, надеясь собрать на Хопре многочисленную толпу, намеревался идти в Москву «губить» бояр, мундирных солдат и немцев, но надежда его не сбылась, передовые его отряды при наступлении Максимова рассеялись, и он, боясь неудачи, уклонился (в ноябре 1707 г.) с Хопра к Бахмуту, где удобнее мог получить обещанную помощь от татар, запорожцев и Мазепы. Там приказал он своим соумышленникам Хохлу, Некрасову, Драному, Голому и другим перейти Донец и, став за Миусом, стараться усилить отряды свои беглецами из Малороссии и вольницею с Дона, сам же отправился в Запорожскую Сечь. Бунт, по-видимому, прекратился, и в продолжение зимы на Дону все было покойно; но Булавин, под тайным покровительством Мазепы, набирал в Малороссии и Запорожье всякий сброд, отсылал их в свои отряды, скрывавшиеся в степях за Миусом, и заключил с запорожцами тайный союз – друг за друга стоять твердо и радеть единодушно.
Государь, предвидя опасность, решился утушить бунт при самом начале: 20000 человек регулярных войск двинулись от Тулы под начальством кн. Дмитрия Михайловича Голицына, но вскоре корпус этот вместе с верными донскими казаками был отдан под начальство князя Василия Владимировича Долгорукова, брата убитого полковника, удачно действовавшего на Битюге против мятежников. Перезимовав на Днепре, Булавин ранней весною 1708 г. сосредоточил у р. Миуса все свои отряды; но атаман Максимов на походе из Черкасска разбил на р. Голубой отряд его и вскоре явился перед главными его силами, собранными на р. Крынке; тут, несмотря на превосходство сил Булавина, он напал на него, но после упорного и кровопролитного боя был разбит, потерял пушки и весь свой стан, после чего отступил в Черкасск. Булавин, по одержании победы, отпустил несколько легких отрядов к станицам Донецким, Хоперским, Бузулукским и Медведицким, откуда они распространились до Козлова и Тамбова, сам же с главными силами направился к Черкасску. До Кобылинской станицы он встречал сильное сопротивление со стороны верных станиц, которые защищались от него, как от врага, но здесь, усилившись изгнанными из России раскольниками, он беспрепятственно дошел до Черкасска, которым и завладел хитростью. Мятежники, отрубив головы атаману Лукьяну Максимову с четырьмя старшинами, удушив пятого старшину Ефрема Петрова, разграбив и умертвив жителей оставшихся верными своему долгу, провозгласили Булавина войсковым атаманом. Новый начальник войска, чтобы ослабить на время впечатление совершенного им злодеяния, послал в Азов и в Москву отписки, в которых старался оправдать себя тем, что князь Долгоруков был убит за свою жестокость, не по совету одного его Булавина, а всего войска Донского, и в заключение уверял в своей покорности.
Торжествующий изменник немедленно отправил значительную часть войска с Некрасовым водою в верховые не сдавшиеся ему станицы; другой, более многочисленный корпус с Драновым послал против гвардии майора кн. Юрия Долгорукова, третий с Лучкою Хохлачем поставил при Куртлаке; сам же остался для охранения Черкасска. Между тем, государь, по получении известия о поражении атамана Максимова, дал повеление генералу Бахметеву с его бригадою поспешить к Черкасску. Бахметев не успел предупредить Б. в Черкасске и потому присоединился к главному начальнику корпуса, кн. Долгорукову. Путь к Черкасску приходилось открывать силою оружия. На р. Куртлаке Долгоруков напал (28 апреля) на 15000 бунтовщиков, предводимых Хохлачем, и рассеял их; ожесточение войска было так велико, что в плен взято было только 143 чел., а остальные были побиты, кроме немногих спасшихся бегством. Почти в то же время другой отряд, под начальством полковника Кропотова и Гулица, разбил наголову атамана Драного с толпою мятежников. Несмотря на все это, мятежники отважились действовать наступательно. Хохлач, Казанкин и Ганкин, с 5000 казаков и разного сброда появились под Азовом и осадили его, но встретили столь сильный отпор, что принуждены были бежать. Весть о претерпленных неудачах быстро достигла до Черкасска, и минутное торжество Булавина кончилось. Верные царю казаки вышли из скрытых мест и под предводительством избранного ими старшины, Ильи Зерщикова, ворвавшись с помощью жителей в Черкасск, напали на атаманский дом Булавина, оставленный всеми, кроме 11 преданных ему человек, который защищался отчаянно и убил из своих рук двух казаков, но увидев, что дом начали обкладывать камышом, с целью поджечь его, застрелился из пистолета (7 июля 1708 г.). Все советники его и главные соумышленники, отправлены были в Москву, а труп отвезен в Азов и там, по отсечении головы, был повешен на месте, где были разбиты мятежники.
Разорения, причиненные Б. и его соумышленниками в одном только Придонском крае, были громадны. Здесь сотни тысяч десятин засеянных полей, вместе с селами преданных правительству крестьян, были превращены в пустыри, церкви разорены и святыни нагло поруганы. Те немногие, которые успели спастись бегством, в паническом ужасе скрывались в лесах, откуда их долго не удавалось вызвать. Самую государеву десятинную пашню немногие смельчаки обрабатывали по ночам, с рассветом прячась в лесах; знаменитые битюцкие конюшни породистых лошадей, заведенных царем, были разграблены. Булавинские эмиссары, без всякого страха явившись в Борисоглебск, выбрали из горожан полковника, атаманов и привели население к присяге. Вслед за тем воровской атаман Хохлач письменно обратился в Борисоглебск с требованием прислать к нему «в поход против государевых полков» половину городских и уездных жителей. Так открыто, нагло распоряжаясь, Булавин, однако, опасался воевод, любимых населением, и щадил их. Насколько Булавинский бунт казался серьезным, легко видно из того, что Осередская (Павловская на Дону) крепость была поспешно построена, чтобы остановить движение вора на Русь.
Энциклопедический словарь Брокгауза Э. и Эфрона И.А.
Уклад казачьей жизни в XVIII веке
Войсковой круг – так называлось у казаков собрание, созываемое для решения дел, касающихся всего войска. Это был первоначальный вид управлении казацкою вольницею. Тут каждый казак имел право высказывать свое мнение; но решение, принятое на кругу большинством голосов, делалось обязательным для всех, и исполнение его поручалось войсковому атаману, избиравшемуся ежегодно тем же кругом. В XVIII в. власть войскового атамана значительно усилилась. С 1738 года атаман Донского войска назначается высочайшей властью, отчего Войсковой круг утратил свое прежнее значение. Уведя казаков из России, Игнат Некрасов сохранил вековые казачьи традиции и независимость Войскового круга от государственной власти.
Печати войска донского
Большая круглая печать Войска Донского. На ней изображен гордый олень, раненый в спину казацкой стрелою. Исстари скрепляли ею казацкие грамоты: присяги на верность царям, напоминания им о дарованных казакам вольностях. Казаки могли сами выбирать себе старшин, атаманов, но служить обязаны были государю российскому. Государство обязалось поставлять им оружие и пропитание, казаки – защищать границы Отечества. Скрепляли такие договоры двумя печатями: Большой царской и казацкой – с гордым оленем. Российскому государству был выгоден договор с казаками, но и смириться с существованием вольницы было нелегко. И по мере усиления государства, потихоньку исподволь урезались свободы казачества.
После поездки на Дон Петр I повелел казакам сменить печать: приказал вырезать на ней пьяного казака, сидящего на бочке из-под выпитого им вина в чем мать родила, лишь при нательном кресте да с ружьем и обнаженной саблей в руках: казак мол может пропить все до креста, он с оружием не расстанется.
Стремление царской власти укрепить южные границы Российского государства и поставить себе на службу казачество, привело к восстаниям и расколу в среде самого Донского казачества.
Немалую роль в этом сыграли и Никоновские реформы. «Причинами выступления стали не только новые тяжелые налоги, но и покушение властей на свободы и привилегии казачества. Немалую роль сыграл и царский указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одежду».
Одним из руководителей крупного казацкого восстания на Дону, охватившего южную часть России от Днепра до Волги, стал
Булавин Кондратий Афанасьевич (1660-1708)
Донской казак, сын атамана Трёхизбянской станицы. В конце 1680-х участвовал в походах против крымских татар, возглавляя отряд донских казаков. В 1705 Булавин напал на соляные промыслы, захваченные царским правительством, требовавшим, чтобы казаки покупали соль у государства по высоким ценам, а не добывали ее сами. Предприятие окончилось успешно, охранявший солеварни изюмский полк был вынужден уйти. Вскоре прибыл карательный отряд князя В. В. Долгорукова, направленный на Дон для сыска и возврата беглых. Булавин разгромил его, князь Долгоруков был убит. Далее отряд Булавина, разбитый казацким старшиной, с немногочисленными сторонниками отправился в Запорожскую Сечь «поднять охотное войско». В марте 1708 Булавин с отрядом в Пристанском городке, разбил войско атамана Максимова, казнил нескольких старшин и был избран войсковым атаманом. Попытка казаков захватить Азов кончилась неудачей. Этим воспользовались домовитые казаки во главе с Ильей Зерщиковым, организовав заговор против мятежного атамана. Окружив булавинский курень, они попытались захватить его, убив К. Булавина в ожесточенной перестрелке.
Дальнейшую борьбу возглавил активный участник, один из ближайших сподвижников К.А. Булавина.
Некрасов Игнат Федорович (ок. 1660-1737)
Игнаг Некрасов со своими сподвижниками ушёл на Кубань, где возглавил своеобразную казачью «республику». В 1709-1710 годы Некрасов продолжал посылать на Дон воззвания о восстании и время от времени появлялся с отрядами повстанцев. В 1740 году, спасаясь от преследования царских властей, некрасовцы ушли во владения Турции; расселились в Добрудже и Малой Азии, около озера Маньяс.
Заветы Игната:
• У казаков-некрасовцев существовал целый кодекс законов, которые были записаны в «Игнатовой книге» и хранились в войсковой церкви. В устных преданиях они известны как «Заветы Игната». В основном «Заветы» копируют казачьи обычаи XVII века:
• Царизме не покоряться, при царях в Расею не возвертаться.
• Не сообщайтесь с турками.
• Высшая власть в общине принадлежит казацкому кругу, в который входят все совершеннолетние члены общины мужеского пола.
• Исполнительная власть возложена на атамана, который избирается кругом на год и может быть смещен раньше срока в случае серьезной провинности.
• Судебной властью является также круг, и решения его обязательны для каждого члена общины.
• Заработок все сдают в войсковую казну; из нее каждый получает 2/3 заработанных им денег; остальное идет на школу, церковь, помощь больным, престарелым, на вооружение войска.
• Если муж обижает жену, она, с разрешения круга, может покинуть его, а муж наказывается кругом.
• Брак может быть заключен только между членами общины.
• Всякие ссоры с турками запрещены, общение с ними разрешается только по необходимости (дела торговые, военные, уплата налогов и прочее).
• Ни один член общины не может отлучаться из нее в одиночку.
• В случае войны казаки выступают на стороне турок, но подчиняются только своему атаману.
• Наживать добро можно только трудом.
• Грабеж, разбой, убийства недопустимы и караются, по решению круга, смертью.
• Даже на войне казак не должен грабить, ибо нажитое таким путем добро неправедно.
• Церковь в общине не автономна; она подчиняется кругу; поп, отказывающийся выполнять решения круга, может быть изгнан и даже убит, шинков (кабаков) в общине быть не должно, «чтобы народ не пропал».
Жизнь в Турции
Последним местом проживания казаков-некрасовцев, до возвращения их на Родину, было село Коджагёль – одно из самых крупных русских поселений в Турции. Оно раскинулось далеко от южного берега Мраморного моря, у города Бандермы, рядом с озером Моньес (или как говорят казаки – Майнос).
Здесь некрасовцы жили вдали от русских границ, в чужом окружении, изолированно, замкнуто. Казаки не пускали в селение турок и чужих людей. Именно это и создало условия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону. Селение представляло собой несколько улиц, вытянутых вдоль берега озера, застроенных одноэтажными домиками. Дома некрасовцам строили турки. От турецких они отличались и славянской формой постройки (двускатные крыши, накрытые черепицей, окна, выходящие на улицу) и изумительной чистотой. К праздникам дома обязательно мазали белой глиной. Вокруг дома некрасовцы сажали много цветов.
Основным источников существования жителей о. Майнос было коллективное рыболовство. Майносцы были высококвалифицированными мастерами своего дела и полностью обеспечивали себя за счет рыбной ловли деньгами на покупку необходимых в быту товаров, а в дальнейшем и на уплату податей. Всю пойманную рыбу возили на продажу в Бандерму. Ловили рыбу сетями и вентерями. Ловили щук, сазанов, судаков, сомов, сельдь. Сетки вязали мужчины из льняных нитей с помощью деревянного челнока стреловидной формы и лопаточки, служившей для регулирования размеров ячеек. Обычно вязали дома, в июле-августе и в праздничные дни на посиделках.
Жизнь казаков в Турции определялись «Заветами Игната» своеобразным сводом законов, которые и позволили им сохранись свою особенность и не ассимилироваться. Продолжался привычный уклад Донской жизни: женились, рожали детей, получали образование, сохраняли национальную культуру, язык, письменность, веру; занимались рыболовством и огородничеством. При этом казаки являлись полноценными турецкими поданными. Эти привилегии от султана были получены ещё в 1739 году вместе с золотой булавой и золотым фирманом (Указом), дававшим им право жить в любом месте Оттоманской Порты по своим законам.
Военная служба в турецкой армии
По договору с султаном казаки не должны были воевать в составе турецкой армии против православных христиан, а вот в других краях – в Египте, Эфиопии, Северной Африке пришлось повоевать. «У какого царя живём, тому и служим, верой и правдой казацкой, по чести без лжи и измены» – говорили казаки.
В 1864 году турецкое правительство перевело всех казаков в податное сословие, отобрав оружие, пушки и султанские жалованные фирманы, определявшие их льготы, начинают отчуждать землю. Для казаков солдатчина стала оскорблением, поэтому вместо службы в армии, под командованием турецких и европейских офицеров, унижавших их веру и обычаи, фактически всё ограничивалось уплатой военного налога. При этом откупившийся, пять месяцев служил в ближайшей части войск, а в военное время служил в резерве.
После прихода в Турции к власти младотурок, была введена всеобщая воинская повинность (1908). Воинский налог отменялся, и все мужское население вне зависимости от религиозной семейной и социальной принадлежности обязаны были служить в турецкой армии.
«...Сторона ль моя, а моя сторонушка, сторонушка ль моя чужая, не сам зашел на тебя, сторонушку, я не сам зашел, заехал, занесла – то меня раздоброго молодца занесла меня неволя...»
Обучение
Сразу после переезда на Кругу было решено построить Церковь, а при ней школу. Учителей выбирали среди самых грамотных членов общины. У казаков все мужское население было грамотное. Детей обучали чтению, письму, обязательно музыкальной грамоте – крюковому пению (в храме у некрасовцев поют в основном мужчины). Основные учебники – Псалтыри и Часословы. В 1928 году турецкое правительство закрывает русскую школу. Запрещено учить русский язык, говорить на нем. Казаки тайно по ночам обучали детей родному языку. В 1930 году открылась турецкая школа, в село приехали турецкие учителя. Четырехлетнее образование стало обязательным и для девочек и для мальчиков. Учились зимой, самому необходимому и только на турецком языке.Так как учителей не хватало, часто обучение нескольких классов проходило сразу в одном помещении, дети сидели на разных рядах, а учитель только давал и проверял задание.
Саничев Василий Порфирьевич (1912-1989)
«22 сентября зарей мы вступили на землю предков. Мы пришли до своего языка, исполнили завет Игната Некрасова – кровь не замарали и язык 250 годов сберегли» (из воспоминаний В.П. Саничева)
Помимо сохранения родного языка, главной задачей казаков было возвращение на родину. Саничев В.П. – последний атаман и главный организатор переселения некрасовцев в Россию. Воспитанный старшим поколением на некрасовских преданиях и фольклоре, он вырос грамотным и образованным человеком. С молодости прекрасно знал старославянский язык, переписывал церковные книги, так как их было очень мало – не хватало для обучения детей. Многие утраченные, износившиеся страницы книг каллиграфически переписаны и аккуратно вклеены атаманом Саничевым В.П. Кроме духовных и светских книг, имелось у казаков ещё что-то вроде летописей, которые были потеряны при переезде. Саничев В.П. многое пытался восстановить по памяти.
В 1934 году Саничев В.П. знакомится с русскими людьми, которые рассказали о жизни в России. Для него это было большим подарком судьбы. Рассказы русских друзей всколыхнули в его сердце мечту увидеть Россию.
После закрытия русской школы Саничев В.П. начал тайно обучать детей русскому языку, за что неоднократно подвергался арестам со стороны турецких властей. В 1950 году Саничева В.П. избрали атаманом. В 1950-годы притеснения русского населения в Турции усиливаются и возникла угроза уничтожения некрасовской культуры, тогда было решено переселяться в Россию. Правда попали они – в Советский Союз... В совхозе «Левокумский» атаману предложили работу заведующего складом. Он поддерживал тесные связи со многими учеными, теми, кто интересовался историей казаков-некрасовцев, скрупулезно отвечая на все вопросы, интересующие ученых и журналистов. Много писал в МИД СССР, где жаловался на незаконченное строительство домов для переселенцев, ненормированный рабочий день казаков, беспокоился о возвращении исторических и культурных ценностей из Турции.
В 1992 году (30-летие возвращения казаков-некрасовцев на Родину) на доме В.П. Саничева была открыта мемориальная доска.
Знамя некрасовцев
Одним из самых главных символов общины казаков - некрасовцев было войсковое знамя, сформировавшееся в период отхода группы казаков во главе с Игнатом Некрасовым на Кубань. Двустороннее знамя имело сложную цвето- графическую символику.
• Лицевая сторона состоит из разноцветных квадратов и прямоугольников, включает четыре цвета: желтый – цвет тоски по покинутой Родине (Дон), зеленый – цвет надежды на возвращение. Белые полосы и красный квадрат по центру – символика не ясна; в угловых секторах вышиты изображения:
- в верхнем левом углу трехглавый орел (центр – Игнат Некрасов, по бокам – ближайшие сподвижники и боевые друзья – Драный и Голый);
- в верхнем правом углу красного прямоугольника – символ семьи – «птичка в гнезде», в нижних углах изображения с неясной символикой;
- по центру в квадрате красного цвета – лабиринт, в центре его два яйца.
• Оборотная сторона:
старообрядческий крест, под ним пулевое отверстие по преданию след от пули, посланной Игнатом Некрасовым на требование султана о присяге – пуля прошла ниже изображения креста, но по центру вертикальной оси, что обозначает верность и меткость воина, но не предающего свою веру. С этим знаменем некрасовцы пришли в Турцию.
Размер полотнища 128x176 см.
По разным данным, в момент возвращения некрасовцев в Россию, турецкие власти запретили им вывезти знамя, оставив его наряду с другими ценностями общины в Турции; по другой версии-знамя сожгли.
При возвращения на Родину, одна из женщин-некрасовок, по памяти восстановила знамя, с ним некрасовцы и вернулись в Россию. Данное знамя находится в фондах Ростовского областного музея краеведения (г. Ростов-на-Дону), точная копия с него хранится в Старочеркасском историко- архитектурном музее-заповеднике. По последнему образцу была изготовлена реплика для Новокумского филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств: при сохранении размеров, цветовой орнаментике, рисунке композиций, использована современная ткань, машинная вышивка.
В экспозиции музея (реконструкция, выполненная по аналогу знамени из музея
ст. Старочеркасская, Ставрополь, 2007 год).
Праздничный костюм казаков-некрасовцев
Представлен комплекс праздничной одежды казаков-некрасовцев: комплект женского, детского и мужского костюма.
Женский праздничный костюм сохранился практически без изменений с конца XVII века (рубаха, балахон, завеска, мытозыки, платок «уруменский», туфли праздничные, лопатка для обуви).
Поверх рубахи носят балахон. Он также как и рубаха имеет туникообразный покрой, спереди застегивается на пуговицы по всей длине. Балахон шился из ярких турецких тканей. На наплечных полосках – чисто тюркская гамма цветов, символика которой связана с круговоротом жизни на земле: желтый – зерно, синий – вода, красный –
солнце, зеленый – зелень, пробуждающая жизнь. Балахон делается на подкладке, и окантовывается черным шелковым шнуром. Главным украшением балахона служит множество различных старинных металлических пуговиц на ножке, которые пришивались очень близко друг к другу (болгарская традиция). Праздничная рубаха казаков-некрасовцев – настоящее произведение искусства.
Обязательной частью костюма служит завеска, которая состоит из отрезка ткани и длинных завязок (мытозыков), сшитых из лоскутков ткани, заканчивающихся кистями из шерстяных нитей. Подол завески обшивается широкой обтачкой из цветного материала (Кырмыза), украшенного вышивкой. У всех восточнославянских народов пояс считался сакральным предметом, отсюда и то значение, которое придавалось мытозыкам, заправлявшимся за веревочку, которой подпоясывался балахон. Их связывали с продуцирующей магией. По расположению мытозыков судили о семейном положении женщины. Любой костюм русской женщины и повседневный и праздничный дополнялся головным убором: девичья связка, шелковые платки и так называемый «уруменский» платок, традиционно украшенный цветной бахромой. По головному убору можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. Традиция шла со времен язычества, когда покрывание головы означало защиту женщины и её близких от «злых сил».
Девушки были свободны от жесткого предписания скрывать волосы. Напротив, старались выставить напоказ свою косу. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами, монетами, маленькими раковинами и украшениями из бисера. Поверх связки носили платок, который завязывался под подбородком.
Женщины носили своеобразно покрытые платки, полностью скрывающие волосы. Бабий платок состоял из нескольких элементов: Каук – наполненный шерстью валик из хлопчатобумажной ткани, шлычки, связки и платка. Такой платок назывался «Уруменский». Один конец его украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток, а на голове он , крепился при помощи булавок. Кроме того, платок обязательно украшался многочисленными украшениями из бисера.
Детский женский костюм (рубаха, кухаенка, балахон)
Детская одежда как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», т.е. надо было выдержать определенное испытание. С 12–14 лет девочки носили балахоны, что подчеркивало их взрослость.
Праздничный мужской костюм (рубаха, штаны (порты), бешмет)
Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали тонким поясом из шерстяной нити.
Порты (штаны). Нижний край и все швы обязательно украшались вышивкой, которая также являлась оберегом. Обыденные порты шили из холста белого или крашеного или из грубой шерстяной ткани. Праздничные порты были обязательно красного цвета.
Бешмет служил верхней одеждой. Он представлял собой одежду длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями.
Рубаха имела туникообразный крой без плечевых швов. Она состояла из 5 деталей: стана, бочков, ластовок и лыла. Ворот праздничной рубахи украшался наставкой из другой ткани, на которой делалась вышивка мелким крестом. Вышивка выполнялась в красно-черно-желтых тонах и делалась очень плотно. Все швы, соединяющие детали рубахи и штанов сшивались при помощи игольного кружева, которое выполнялось разноцветными нитками. Обтачки на рукавах и штанинах также украшалась вышивкой. В настоящее время традиционная некрасовская вышивка полностью утеряна. Воротник всегда был стоячим, рукава – узкими и
длинными.
Рубаха женская будничная
Женская рубаха казаков некрасовцев представляет собой тип допетровской женской одежды. Его носили все женщины до начала XVIII века. Рубаха имеет туникообразный покрой, состоит из чехлика, рукавов, стана. Причем рукава, стан всегда шились из более красивой дорогой ткани, а чехлик - старой, более мягкой и теплой, так как сверху закрывался балахоном. На верхнюю часть чехлика пришивается накладка. Воротник «обводится» тонкой скрученной черно-желтой нитью. Из широкого плетенного шнура «гайтана», из желтой и черной шелковой нити делается петля. По красной обложке делается вышивка желтой нитью «кокурышками» – мелким крестом в шахматном порядке. Раньше вместо манжетов была красная обтачка, позднее манжеты также украшались вышивкой. Между рукавами и чехликом пришивалась ластовица. Очень часто отделка нашивалась и использовалась по нескольку раз. Она требовала прилежания и кропотливой работы. По поверью, «нечистая сила» не могла не войти, не выйти через отверстия, защищенное рукотворным декором, поэтому в женской одежде на Руси тщательно украшались ворот, рукава и подол одежды.
Хата
В хате находилась русская печь, на которой зимой готовили пищу и спали. Возле неё стояло все необходимое для работы: кочерга, лопата, чугуны, ухваты и другая кухонная утварь. Летом спали на полу или деревянных лавках, которые застилали сначала циновкой, потом матрацем из шерсти. Укрывались лоскутными одеялами. На кровати спали только родители, дети и снохи – на лавках. На день постель обязательно пряталась.
С печью связанны весь быт и вся жизнь русского человека. В старину говорили: «Печь в дому – то же, что алтарь в церкви»: в ней хлеб печется.
К печи особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его «дух» – домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково «матушка», «кормилица».
Молокане
Возникновение молоканства датируется второй половиной- 60-ми годами XVIII века. Основатель секты – крестьянин Тамбовской губернии Семен Уклеин. Название секте было дано еще в 1765 году тамбовской консисторией (сектанты в пост потребляли молоко). Сами сектанты называют себя «духовными христианами», а название «молокане» объясняли тем, что исповедуемое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в Святом Писании.
Характерной чертой этого религиозного направления является вера в возможность непосредственного общения с Богом. При этом отрицается православная церковь, ее таинства, обряды, почитание святых, мощей, икон. Библия признается как источник веры, руководство в гражданской и семейной жизни. Религиозный культ упрощен и сводится к собраниям, проводимым в обыкновенных помещениях. Богослужения состоят в чтении текстов Библии и пении псалмов.
Переселение молокан на Кавказ начинается в начале XIX века. После присоединения Кавказа в состав России государство начинает проводить политику заселения и освоения новой территории. В конце XIX века сектанты переселяются на вновь отвоеванные, ещё не паханые земли Карсской области, которая в 1921 году отошла к Турции (23.6 тыс. кв. км с населением 572 тыс. человек). Таким образом, молоканские поселения оказались за границей исторической родины. Только в 1961 году Советское правительство разрешило им переселиться в СССР. В начале XX века часть молокан отправляются на Американский континент. Переселяясь из одного места в другое они перевозили и русскую культуру, традиции, стараясь сохранить их без изменений.
В экспозиции представлены мебель и предметы быта, характерные для традиционного жилища. Вдоль стен располагались лавки. В углу стоял большой деревянный стол, накрытый белой скатертью, на котором всегда лежала Библия. Особую гордость в молоканском жилище представляет кровать, которая обязательно украшалась вышитыми покрывалом и наволочками. Как правило, в одной большой комнате проживали три поколения, поэтому спальные места старались отделить.
Некоторые предметы интерьера в экспозиции (стол, кровать, лавки, угольник) специально выполнены местным жителем Щетининым Михаилом Александровичем (1933 г.р.).
Костюм
Оказавшись в изоляции, молокане сохранили, точнее, законсервировали особенности одежды и моду конца XIX в., превратив её в своеобразный национальный костюм. Единственной особенностью молоканского костюма XX в. было отсутствие вышивки на одежде, как на мужской, так и на женской.
Женский молоканский костюм на сегодняшний день полностью сохранился как праздничная одежда, в которой они посещают молитвенные собрания, поэтому сохранил свою необычайную строгость: максимально закрывает тело (длинная юбка, рукава, маленький вырез на горловине, закрытая обувь) и очень просторный, в нем отсутствуют вытачки. Молоканский костюм должен быть только светлым: белым, розовым, голубым и т. д. Даже на похоронах молоканки носят белые платки. На тело надевают «поднадевку». Это одежда типа нижней рубахи, рукава и подол которой обвязывается кружевом. Поверх неё надевают «обновку» («двойку») так, чтобы кружево «поднадевки» аккуратно выглядывало. Небольшим кружевом (1,5 – 2 см. шириной) украшают рукава, переднюю часть кофты и подол юбки. Голову повязывают красивыми шелковыми платками с бахромой – «махрами», как их называют молокане, длиной около 10-15 см. Чтобы платок хорошо держался на голове, его покрывали поверх специально сшитого чепца или налобника, который крепится к прическе. Завершает костюм кружевной фартук (передник).
Мужской молоканский костюм также представляет собой одежду XIX века: светлая рубашка косоворотка на выпуск, которую подвязывали тонким поясом – шнуром с бахромой на обоих концах.
В экспозиции представлены современные костюмы молокан, выполненные местной жительницей Щетининой Пелагеей Алексеевной (1934 г.р.).
Традиционные женские костюмы молокан, проживающих в настоящее время в США (юбка, кофта, платок).
Основным отличием американского костюма является головной убор, изготовленный из кружева и с отсутствием бахромы.
Костюмы переданы в музей гражданином США, потомком выходцев из России Кочергиным Иваном Алексеевичем в 1999 году.
Традиционный костюм молокан, проживающих в Турции до 1961 года (юбка, кофта, фартук, платок).
Костюм предан в музей Самариной Надеждой Ивановной в 2006 году.
Юбка и кофта. Турция, первая половина XX века (крепдешин), мастер Полунина Татьяна Яковлевна (1921 – 2006).
Фартук, хлопок, вышивка «крест», и др. предметы мастер; Самарина Надежда Ивановна.
Вышивка
Стены украшались вышитыми «утирками» (полотенцами), платочками. Рисунки для вышивания женщины брали друг у друга. Вышивали гладью и по канве крестом. Для молоканской вышивки характерны яркие цветочные мотивы на белом фоне, а также монограммы, дающие представление о принадлежности полотенца, салфетки, платка носового. Вышитые изделия обвязывали крючком. Традиционной особенностью молокан является использование вышитых изделий в религиозном обряде, поэтому вышивка ещё приобретала и обереговое значение.
В экспозиции представлены работы жительницы с. Левокумского Коноваловой Марии Исаевны и жительницы пос. Новокумский Димитриевой Татьяны Николаевны.
Русские старообрядцы липоване
В конце XVII- начале XVIII веков, спасаясь от преследований официальной власти, часть старообрядцев нашла убежище в Молдове, Буковине, Румынии, восточной Пруссии, Прибалтике и Царстве Польском. По преданию они селились в липовых рощах, за что и получили прозвище ЛИПОВАН. Позднее русские поселения в этих краях пополнились за счет беглых крепостных, донских казаков. По другой версии, старообрядцы, как хорошие плотники часто изготавливали изделия из липы, откуда также получили своё название. Старая вера, в решающей мере, определила уклад жизни своих прихожан, их индивидуальность, внешний облик. Прежде всего, неукоснительно соблюдаются обряды: двоеперстие, солнцехождения во время крещения, венчания, освящения храма и жилищ. Вследствие замкнутости, липоване сохранили своеобразный образ жизни, культуру, традиции и обычаи русского народа. Старообрядцы всегда отличались трудолюбием, стремлению к чистоте, порядку, вместе с тем фанатичностью и суеверием. Они старались держаться в стороне от окружающего их населения.
На конец XX века 34 тыс. человек по данным официальной переписи и около 100 тыс. человек по оценкам ученых проживают компактно общинами на юге Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.
С 1990 года в Румынии существует старообрядческая неправительственная общественная организация «Община русских липован в Румынии» (около 40 общин). Организация имеет своего представителя в парламенте Румынии, который отстаивает права русских старообрядцев на правительственном уровне.
С ноября 1990 года в Бухаресте издается ежемесячная двуязычная (русск. и рум. языки) газета «ЗОРИ», которая стала связующим звеном между русскими и липованами; с 1998 года издается журнал «КИТЕЖ-ГРАД». Оба издания являются членами Международной Ассоциации Русской Прессы, созданной в 1999 году.
В 2004 году в Украине создано Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев липован, основной целью которого является сохранение и развитие духовной национальной – культурной самобытности, реализация прав, свобод, законных интересов липован, содействие всестороннему развитию древнеправославной культуры, во всех её проявлениях, установление и развитие контактов со старообрядцами Украины и других стран.
В экспозиции представлена традиционная одежда липован Румынии:
костюм мужской (рубаха-косоворотка и поддевка), рубаха черная;
костюм женский «Парочка», косынка;
костюм женский (рубаха, сарафан (шубка), косынка, пояс, кофта);
костюм женский (рубаха, сарафан (шубка), косынка, накосник), все предметы переданы в музей гражданином Румынии Долгиным Василием Васильевичем в 2003 году.
| Авторизация | Карта сайта    
Разработка сайта: Profitel © 2009-2018