О КАЗАКАХ-НЕКРАСОВЦАХ


Удивителен и неповторим наш край, с его многовековой историей, богатой природой, культурными традициями. Многолик портрет Ставрополья. Люди 90 национальностей живут здесь: это удивительный калейдоскоп наречий, обычаев, традиций, вероисповеданий. Одно из самых замечательных исторических и культурных явлений края – казаки-некрасовцы, проживающие в поселке Новокумском Левокумского района, где есть музей, в котором можно много узнать об этих людях.
В данное время это филиал ГУК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств».
Расположен в двухэтажном помещении, общей площадью 795,5 кв. м
Здание строилось в 1960-е годы для приема переселенцев, где они проживали в первые годы прибытия в пос. Новокумский. В 1992 году винсовхоз «Левокумский» передал здание органам культуры, где был организован Центр традиционной культуры. Здесь началась работа по формированию музейного фонда, занимались фольклорные коллективы.
Для сохранения музейного фонда, в 2005 году было принято решение передать здание в краевой бюджет и организовать Новокумский филиал Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, концепция развития которого состоит в создании музея истории, быта и фольклора казаков-некрасовцев, а в дальнейшем музейно-этнографического комплекса с некрасовской деревней.
В данное время музейный фонд филиала составляет более тысячи предметов.
В экспозиции, благодаря художественно-документальным фотографиям, сделанным в 60-е годы XX века московским фотокорреспондентом Ю. Луньковым, в 1990-е годы фотожурналистом газеты «Сельская жизнь» Л. Белушкиным и ставропольским фотографом А. Заморкиным, посетители имеют возможность увидеть первых переселенцев, узнать об их укладе жизни, представить как выглядел комплекс традиционной одежды казаков-некрасовцев. Прекрасный фотофонд дает возможность узнать как строился поселок в Новокумском, как встречали некрасовцев, как они трудились в винсовхозе «Левокумский», как дети впервые узнали, что такое детский сад, русская школа, занятия в фольклорном коллективе.
В экспозиции представлены предметы религиозного культа, облачение некрасовского священника, комплекты женской, мужской и детской одежды, отдельные предметы одежды, рукотворные куклы в нарядах, повторяющих некрасовский костюм. Единичными вещами представлены предметы домашнего обихода и орудия труда – это сельхозинвентарь для полевых работ (борона, ярмо для быков, вилы, косы, граблички); предметы домашнего труда – казаны для воды, дугообразное коромысло архаичной формы, домашняя мельница, корзины, таз для замешивания теста и прочее; архивные фотографии и документы.
Учитывая, что главным занятием на чужбине для некрасовцев всегда было рыболовство, небезыинтересно увидеть челнок для плетения сетей и приспособление для ловли рыбы – вентер – представляющее из себя рыбацкую сеть, натянутую на обручи из прутьев.
Собранные предметы позволяют определить традиционную культуру казаков-некрасовцев как вариант этнической культуры верховых донских казаков, наиболее характерные элементы которой уже к середине XIX века на Дону утратились, а в некрасовской общине, длительное время жившей в условиях иноязычной, инокультурной и иноконфессиональной среды, сумели сохраниться практически до возвращения в Советский Союз, где за сорок шесть лет жизни в новой стране историческая и художественная уникальность культуры, не знающая аналогов в мировой культуре, становится все более предметом музейной деятельности.
Тем более ценно, что благодаря энтузиастам-собирателям, хранителям русских традиций и фольклора, посетители, и особенно молодежь имеют возможность услышать живой голос 300-летней истории казаков-некрасовцев, сохранивших русские традиции со времен царствования Петра I – старорусский язык, одежду петровских времен, орфографию и грамматику XVII века, искусство древнерусского церковного пения, былины, исторические обряды.
Для этого нужно очень внимательно изучить все, что представлено в филиале, с любовью созданного музейными сотрудниками с участием местных жителей.
Надеемся, что это путешествие будет для вас не только интересным, но и познавательным.

Поселок Новокумский Левокумского района находится в восточной части Ставропольского края в шести километрах от районного центра с. Левокумского по ходу федеральной автотрассы в сторону г. Нефтекумска.
Удален о краевого центра (г. Ставрополь) на 266 км, от городов Кавказских Минеральных вод от 187 до 233 км. Чтобы попасть в поселок и со стороны краевого центра и из городов КМВ следует ехать до г. Буденновска, где находятся самые близлежащие гостиницы. Расстояние от г. Буденновска до пос. Новокумского 43 км.
По маршруту г.Ставрополь – пос. Новокумский находятся: с. Александровское, имеющее интересное историческое прошлое, Новоселицкое водохранилище, г. Буденновск, который называют степной столицей северо-восточной части Ставрополья и на месте которого существовал крупнейший на Северном Кавказе г. Маджар, основанный татаро-монголами предположительно в 1250 г., с. Прасковея, известное в крае и за его пределами винодельческим производством, село в 1-й четверти XX в. являлось уездным, до начала первой мировой войны в Прасковее был один из крупнейших на юге России винных заводов, принадлежавший государству, имелись винные склады, за год производилось до одного миллиона ведер вина.
Да и в самом пос. Новокумском действует ЗАО «Левокумское», рентабельное, стабильно работающее предприятие, оснащенное самым современным итальянским и немецким оборудованием. Предприятие осуществляет основные поставки виноматериала на местные предприятия розлива вин, а также в различные города нашей страны и ближнего зарубежья (Дербент, Владикавказ, Тольятти, Ростов-на-Дону, С-Петербург и др.)
Пос. Новокумский расположен в 2 км от федеральной автотрассы, ведущей в Дагестан, по ходу трассы в 30 км расположен г. Нефтекумск (административный центр Нефтекумского района); с. Величаевское на расстоянии 46 км, оно известно тем, что во время Великой Отечественной войны в нем действовала группа партизан, с которой сотрудничала местная молодежь (Величаевские молодогвардейцы). В селе находится музей Величаевских молодогвардейцев в домике Героя Советского Союза Александра Скокова – руководителя группы молодых партизан, расстрелянного немцами в 1941 г. вместе с двумя товарищами по подполью.
В самом поселке Новокумском расположен Дом культуры, находящийся по пути к музею некрасовцев, от трассы до музея проложена асфальтированная дорога.
По маршруту КМВ – Новокумское находится г. Георгиевск и Зеленокумск, также административные центры районов. Георгиевская крепость была заложена в 1777 г., вместе с рядом других крепостей, входивших в Азово-Моздокскую оборонительную линию, в этом городе в 1783 г. был подписан Георгиевский трактат – договор о добровольном вхождении Грузии под протекторат России; г. Зеленокумск, известен ранее как с. Воронцово- Александровское, где особенно были развиты местные промыслы – гончарное, кузнечное, выделка кож, клееварение, сапожное дело и пр. и далее с. Прасковея и г. Буденновск.
Во всех вышеуказанных населенных пунктах имеются местные историко-краеведческие музеи, которые в основном находятся в бывших купеческих особняках, штат сотрудников.
Между Георгиевском и Зеленокумском расположено крупное Отказненское водохранилище с базами отдыха.

Община казаков-некрасовцев, появившаяся на Ставрополье в 1960-е годы (около 1000 человек, локальное расселение – территория Левокумского района Ставропольского края) представляет собой уникальное явление.
Исторически казаки-некрасовцы появились на территории Северного Кавказа с конца XVII – первой трети XVIII вв. (современная территория Ростовской области, Краснодарского края). В XVIII в. в связи с укреплением южных границ Российской империи, казаки-некрасовцы эмигрировали в Турцию. Живя, практически около 300 лет вне своей этнической и языковой среды (первоначально на Кавказе, затем в Турции), казаки сохранили самобытную традиционную русскую культуру: язык, национальную и религиозную идентичность, уклад жизни (быт, ремесла), фольклор.
Вследствие своей замкнутости, некрасовцы сохранили своеобразный образ жизни и культуру, изучение которой представляет интерес не только с точки зрения академической науки, но и с практической целью реконструкции и восстановления многих традиций и обычаев русского этноса. Организуя свой быт и хозяйство в условиях иноэтнического окружения (особенно в «турецкий» период жизни), община стала своеобразной культурно-конфессиональной общностью, которая и сейчас, несмотря на сокращающуюся численность представителей общины (численность ставропольской общины на сегодняшний день составляет около 700 человек), отличается от окружающего ее населения, сохраняя самобытную культуру: традиционный уклад жизни, исполнение религиозных обрядов в традициях русского старообрядчества, праздничный костюм, языковые формы в хоровом пении.
В Турции в с. Коджагёль, где жили казаки в XX столетии, было две общины. И соответственно – два храма: в честь Св. Троицы и в честь Успения и Св. Жен -мироносиц.
Жизнь каждого члена общины была связана с жизнью храма. Накануне праздников все прекращали работу и шли молиться: малые дети, взрослые, старики. В праздничные дни не работали. Общинно собирали деньги – на ремонт храма, большие нужды, всем командовали мужчины.
Право исповедовать свою веру было одним из условий казаков на возвращение в переговорах с представителями советского консульства в Стамбуле.
Поселившись после возвращения из Турции на Ставрополье, некрасовцы получили разрешение на строительство храмов. Так в двух поселках, где стали жить некрасовцы появилось два храма (как в Турции) – в честь Св. Троицы и в честь Успения и Св. Жен – мироносиц.
В настоящее время в Левокумском районе существует две общины казаков-некрасовцев, разделенные по церковным приходам: Успенский (п. Новокумский) и Троицкий (п. Кумская Долина).
В церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы (п. Новокумский) служит батюшка Никифор (Ялуплин Никифор Федорович, 1945 г.р.) прошедший стажировку в Москве под руководством митрополита Алимпия – главы церкви. В церкви во имя Святой Троицы (пос. Кумская Долина) служит проитерей отец Феофан (Бандеровский Феофан Кирсанович), который в свое время окончил Греческую духовную семинарию.
После начала движения по возрождению казачества, казаки – некрасовцы образовали два казачьих общества: «Успенский круг казаков – некрасовцев» на территории п. Новокумский и «Бургун – Маджарское станичное казачье общество», в которое кроме некрасовцев входят и местные жители муниципального образования. С 1990 г. оба общества входят в состав Ставропольского Казачьего Круга.
На протяжении 46 лет проживания в России казаки – некрасовцы стремились сохранять все особенности церковной жизни. Как раз одной из них и является общинный уклад. Церковь выступает духовным стержнем во всех начинаниях. Все делается по благословению священника, который до сих пор выбирается только из своей среды. Общинно отмечаются престольные праздники; каждая семья вносит вклад в общую трапезу. После совместного моления прихожане из храма отправляются на праздничный обед, который устраивается в одном из домов члена общины. Процессию возглавляет священник вместе с певчими и праздничной колонной.
Новокумский филиал Ставропольского краевого музея изобразительных искусств был организован в 2005 году на базе Центра традиционной русской культуры молокан и казаков – некрасовцев. Сотрудники центра и в частности его первый – директор заслуженный работник культуры России Людмила Васильевна Евдокимова после создания в пос. Новокумском в 1978 году фольклорно-этнографического ансамбля «Некрасовские казаки», в состав которого вошли переселенцы из Турции, потомки некрасовских казаков, ушедших после поражения Булавинского восстания (1707-1709) вместе со своим атаманом Игнатом Федоровичем Некрасовым на Кубань и далее к озеру Майнос близ Мраморного моря, в Турцию, поставили перед собой задачу не только создать в 1989 году детский ансамбль «Некрасовские казачата», но и собрать музейный фонд, который мог бы дать представление о бытовой и песенной культуре казаков-некрасовцев конца XIX – начала XX века.
Интерес к культуре казаков – некрасовцев объясняется тем, что прожив на чужбине более 250 лет, они смогли сохранить в условиях турецкого окружения обычаи, обряды, русский язык, песни, религиозные верования, бытовавшие у донских казаков в XVII – XVIII веках.
Во время жизни в Турции некрасовцы жили по заветам Игната Некрасова, одними из которых являлись «… при царях в Россию не возвертаться», – «с турками не общаться…».
Но постепенное развитие капитализма в Турции, создание турецкой республики, привело к ликвидации самостоятельности казачьей общины, ее разложению и упадку.
150 семей некрасовцев, вернувшихся в Россию в 1912-1913 году, осевшие после революции в Краснодарском крае, настойчиво приглашали своих родственников вернуться «к своему языку», хвалили советскую власть.
После Второй Мировой войны это движение обрело новые стимулы и с 1956 года началось ведение переговоров о возвращении остальных некрасовцев на историческую родину, главным инициатором которых выступил последний некрасовский атаман Василий Порфирьевич Саничев.
В соответствии с заключенным соглашением, в сентябре 1962 года 215 семей (999 человек) некрасовцев покинули Турцию на теплоходе «Грузия» (Сема Бабаев, тысячный переселенец, родился на борту теплохода). Их маршрут лежал через Новороссийск поездом до Прикумска (Буденновск), а оттуда к поселкам Новокумский и Кумская Долина.
То жилье, которое было готово к приему переселенцев, делилось между казаками по жребию. Им была выдана ссуда по 600-650 рублей на работающего и 80 рублей на каждого иждивенца. Все некрасовцы получили работу в кумских виноградарских совхозах. Впоследствии, в соответствии с их желанием, были построены две церкви: в пос. Новокумском и Кумской Долине.
Сначала приехавшие надевали старинные костюмы по праздникам или по случаю приезда собирателей фольклора, которые стали проявлять к ним небывалый интерес.
С образованием ансамбля песни и пляски некрасовских казаков начинается новая веха – концерты в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Москве, Минске, в Польше, США, Турции, участие в фестивалях и конкурсах, где всегда коллектив отмечался наградами, дипломами, премиями. За первые 15 лет существования было получено более 20 лауреатских дипломов и более 10 Почетных грамот и благодарностей. Концерты проходили в Московской и Ленинградской консерваториях, Академгородке в Новосибирске, в Географическом обществе Академии наук СССР, в Колонном зале Дома Союзов; в 1988 году фирма «Мелодия» выпустила альбом пластинок « Кзаки-некрасовцы на чужбине и в России».
Ученые, этнографы, исследователи устного и песенного фольклора из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону были частыми гостями в степных поселках Ставрополья, было написано огромное количество статей, книг по результатам многочисленных этнографических экспедиций.
Корреспонденты журналов «Огонек», «Живая старина», многих центральных газет регулярно, начиная с 60-х годов прошлого века, публиковали статьи и снимки о жизни некрасовцев на Ставрополье.

С 1992 г. Л.В. Евдокимовой при поддержке местного населения стал формироваться музейный фонд, из предметов которого сегодня для посетителей предлагается экспозиция, расположенная в семи выставочных залах филиала.
| Авторизация | Карта сайта    
Разработка сайта: Profitel © 2009-2018